11

Грешники

42

Сардоническое замечание о том, что патриотозм - последнее прибежище негодяя, имеет и менее уничижительный смысл. Пламенный патриотизм, равно как религиозный и революционный энтузиазм, часто служит убежищем от уколов нечистой совести. Достойно удивления, но и оскорбленный, и обидчик, грешник и тот, против кого он согрешил, в массовом движении могут обрести спасение от своей запятнанной жизни. Раскаяние и обида, как видно, ведут в одном и том направлении.

Иногда кажется, что массовые движения как нарочно созданы для удовлетворения нужд преступников - не только для очистки их душ, но и для упражнения их наклонностей и талантов. Техника активно обращающего массового движения имеет целью пробудить в последователях ментальность раскаивающегося преступника1. Самоотвержение, являющееся, как будет показано в части 111, источником единства и силы массового движения, есть по своей сути жертва. Акт искупления; и не может быть искупления где нет острого чувства греховности. Здесь, как и повсеместно, прием, используемый массовым движением состоит в том, чтобы сначала заразить людей болезнью, а затем предложить им движение в качестве средства исцеления. "Что за тяжкая задача выпала американскому духовенству,- сетует один американский священник,- проповедовать благовествование о Спасителе людям, по большей части не имеющим верного представления о грехе"2. Массовое движение, чтобы добиться успеха, должно культивировать идею греха. Оно должно изображать автономную личность не только как никчемную и беспомощную, но и как низменную. Исповедаться и раскаяться означает здесь отказаться от всего частного и особенного; спасение приходит в утрате себя в святом единстве коллектива3.

Массовые движения проявляют трогательную заботу о преступниках и оказывают им теплый прием. Св. Бернар - вдохновитель второго крестового похода, обращался к своему воинству со следующими словами: "Не сам ли Бог дарует чудесный и бесценный шанс спастись от Страшного суда убийцам и разбойникам, клятвопреступникам и распутникам, короче, всем, кто запятнал себя каким-либо преступлением, призвав послужить своему делу". Россия после революцию проявляла столь же нежную заботу о закоренелых преступниках, сколь жестока была к еретикам - идеологическим "уклонистам". И это, в известной мере, не лишено смысла, ибо преступник, воспринявший "святое дело" более готов рискнуть своей жизнью и пойти до конца в его защите, нежели человек благоговеющий перед святостью жизни и собственности.

Преступление до некоторой степени служит за меной массовому движению. Где общественное мнение и давление закона не так суровы и нищета не абсолютна. Там подспудное давление недовольных и аутсайдеров чаще находит свой выход в преступлении. Замечено, что в обстановке подъема, сопровождающей массовое движение (будь оно патриотическим, религиозным или революционным) уголовная преступность снижается.

Hosted by uCoz