10
Скучающие
41
Возможно, самым верным индикатором того, что общество созрело для массового движения, служит господство смертельной скуки. Почти все описания периодов, предшествовавших возникновению массовых движений, содержат указания на всеохватывающую скуку; на своих ранних стадиях почти все массовые движения встречают сочувствие и поддержку в первую очередь среди скучающих, а уже потом у эксплуатируемых и угнетенных. Для зачинщика массовых беспорядков тот факт, что народ скучает - знак не менее обнадеживающий, чем его страдание от нестерпимых экономических и политических бед.
Когда люди скучают, причина этого, как правило, - их собственное Я. Осознание бесполезности и бессмысленности существования является главным источником всякой скуки. Те же, кто не ведает одиночества, как это имеет место с теми, кто принадлежит к сплоченному племени, церкви, партии и т. п., не подвержены скуке. Одинокий человек свободен от скуки лишь тогда, когда он занят либо творческой работой, либо с головой ушел в какое-то дело, либо же когда он целиком вовлечен в борьбу за существование. Погоня за удовольствиями и ничем не заполненный досуг неэффективны в качестве лекарств от скуки. Где люди живут уединенной жизнью и не испытывают затруднений, но при этом лишены способностей или возможностей для творческой деятельности, там трудно даже вообразить, какие отчаянные и фантастические действия они могут предпринять лишь бы придать цель и смысл своей жизни.
Скука - причина того, что у колыбели новорожденного массового движения мы почти всегда застаем старых дев и дам преклонного возраста. Даже в исламе и национал-социализме, не поощрявших женскую активность вне пределов дома. Женщины определенного типа играли значительную роль на ранней стадии их развития.
Замужество для женщины во многом эквивалентно участию в массовом движении. Оно дает ей новую цель в жизни, новое будущее и новую идентичность (новую фамилию). Скука незамужних и женщин, не находящих более радости и смысла в семейной жизни, имеет своим источником осознание впустую растрачиваемой жизни. Включаясь в борьбу за "святое дело" и отдавая ему свою энергию (а зачастую и субсидируя его) они обретают новую жизнь, интересную и полную смысла.
Гитлер максимально использовал "дам из общества, мечтавших о приключениях, пресыщенных своим бесцельным существование м, не находящих больше удовольствия в любви"
1. Его финансировали жены некоторых крупных промышленников еще задолго до того, как их мужья услышали о нем2. Мириам Бирд свидетельствует о подобной же роли, какую сыграли скучающие жены деловых людей перед Французской революцией: "они были опустошены скукой и подвержены приступам истерии. Неустанными аплодисментами встречали они все новое".