Часть первая

ЧАРЫ МАССОВЫХ ДВИЖЕНИЙ

I

Желание перемен

1

Едва ли кто возьмется оспаривать, что многие из тех, кто присоединяется к зарождающемуся революционному движению, бывают привлечены перспективой быстрых и захватывающих перемен своих условий жизни. А революционное движение как нельзя лучше способствует достижению подобных перемен.

Не столь очевиден тот факт, что религиозные и националистические движения также могут выступать проводниками перемен. Для осуществления быстрых и масштабных перемен необходим особого рода общий энтузиазм или подъем. При этом неважно, вызван ли этот подъем ожиданием каких-либо несказанных благ, или же он стимулирован самим активным массовым движением. В Америке разительные изменения в период после гражданской войны проходили в атмосфере энтузиазма, порожденного перспективами безграничного "стремления к счастью". В тех случаях, когда такие перспективы по тем или иным причинам отсутствуют, должны быть найдены другие источники энтузиазма, такие как пробуждение и обновление застойного общества или радикальные реформы характера и образа жизни людей. Религиозное, революционное или националистическое движение и является таким генератором всеобщего энтузиазма.

В прошлом религиозные движения выступали основными носителями перемен. Консервативная сторона религии - ее ортодоксия - это инертный осадок того, что некогда было ее наиболее активным компонентом. Религиозное движение в стадии роста полно изменений и экспериментов. Оно открыто для любых новых взглядов и практики. Ислам в пору своего возникновения был попутно инструментом организации и модернизации. Христианство оказало цивилизующее и обновляющее влияние на дикие европейские племена. Крестовые походы. Равно как и Реформация, были решающими событиями, пробудившими Западный мир от средневекового застоя.

В современные времена массовые движения, вовлеченные в осуществление масштабных и энергичных перемен, приобретали революционную или националистическую окраску - либо же и ту, и другую. Петр Великий по степени своей приверженности делу, властности и жестокости, быть может, не уступал самым выдающимся из революционных или национальных лидеров. И все же, его основная цель - превращение России в государство западного типа так и не была реализована. Причиной тому - его неспособность или нежелание привить российским людям необходимого в таких случаях энтузиазма. Кроме того, он так и не превратил свое дело в "святое дело". Нет ничего удивительного. Что большевики, уничтожившие последнего из Романовых. Ощущали себя продолжателями дела Петра _ царя той же династии. Его цель теперь сделалась их целью, и они надеялись довершить то, что не было доведено до конца. Большевистская революция, как к ней не относиться, имеет шанс войти в историю. Не только как попытка создания социалистической экономики, но и как попытка осовременить одну шестую часть земли.

Тот факт, что как Французская, так и Русская. Революции вылились в итоге в националистические движения, свидетельствует, что национализм в наше время _ самый эффективный источник массового энтузиазма, и что к националистической "шокотерапии" прибегают в тех случаях, когда глубоким изменениям, провозглашенным и начатым революционными энтузиастами, надлежит быть доведенными до конца…

"Японское чудо" также едва ли стало возможным без участия пробуждающегося духа японского национализма. И стремительная модернизация некоторых европейских стран (например, Германии), также не обошлась без пробуждения и распространения националистических настроений. Судя по процессам в Азии, возрождение здесь также протекает при посредстве националистических движений. Не что иное, как подлинно националистическое движение, дало возможность Кемалю Ататюрку * в сжатые сроки модернизировать Турцию. В Египте, незатронутом массовым движением, модернизация шла вяло и непоследовательно, даже при всем том, что его лидеры со времен Мехмеда Али открыли страну для западных влияний и поддерживали тесные контакты с Западом. Сионизм в пору своей юности являл собой инструмент обновления отсталой страны и превращения лавочников и работников умственного труда в фермеров, рабочих и солдат. Знай Чай Кайши**, как приводить в действие или хотя бы поддерживать естественный националистический энтузиазм. Порожденный японской агрессией, он мог бы стать преобразователем Китая. Но поскольку он этого не знал. Его без труда отстранили мастера "религиофикации" - искусства превращения практических целей в "святое дело". Нетрудно понять, почему Америка и Британия (или любая другая демократия Запада) не может сколь-нибудь существенно помочь развивающимся странам в выведении их из отсталости и застоя; демократии несклонны и не в силах вызвать необходимый в таких случаях энтузиазм у миллионов их жителей. Вклад Запада в пробуждение подобных стран может быть лишь косвенным и в любом случае непреднамеренным. Он может лишь породить в этих странах энтузиазм неприятия запада, и именно эти антизападные настроения способны вывести эти страны из многовековой спячки.

Хотя желание перемен - нередко лишь побочный мотив, выяснение того, каким образом оно себя реализует все же способно пролить некоторый свет на работу внутреннего механизма массовых движений. Тем самым нам бы нелишне было бы исследовать природу влечения к переменам.

2

Мы склонны искать силы, определяющие наше существование, вне нас самих. Успех и неудачу мы непременно объясняем внешними обстоятельствами. Так что довольный жизнью считает, что этот мир хорош и в нем ничего не следует менять, тогда как разочарованный жаждет радикальных перемен. Эта тенденция видеть причины всего во внешних факторах сохраняется и тогда, когда очевидно, что наше положение обусловлено нашими личными качествами: способностями, характером, внешностью, здоровьем и т. п. "Стоит человеку чем-нибудь занемочь, - писал Торо, - так что дело у него не ладится, или просто у него заболел живот …- и он тотчас берется переустраивать мир"3.

Вполне естественно, что потерпевшие неудачу будут обвинять в ней внешний мир. Примечательно, что удачливые, хотя и гордятся своей дальновидностью, силой духа, бережливостью и другими "положительными качествами", в глубине души убеждены, что их успех - результат удачного стечения обстоятельств. Даже те, кому успех сопутствует постоянно, никогда не склонны приписывать его исключительно своим силам. Они никогда не уверены, что знают все факторы, способствовавшие их успеху. Окружающий мир представляется им ненадежно налаженным механизмом, и до тех пор, пока он работает на них, они опасаются его чинить. Итак, сопротивление переменам и горячее их желание проистекает из одного и того же убеждения, причем и одно, и второе, могут быть одинаково сильными.

3

Неудовлетворенность сама по себе необязательно порождает желание перемен. Должны быть в наличие и другие факторы для того, чтобы неудовлетворенность перешла в недовольство. Одним из таких факторов является жажда власти.

Те, кто трепещет перед окружающим, не помышляют о переменах, сколь бы жалка не была их жизнь. Когда наше существование столь неопределенно, что мы не в состоянии оставаться хозяевами положения, мы склонны цепляться за привычное и знакомое. Мы противодействуем сильнейшему чувству неопределенности путем внесения в нашу жизнь рутинного распорядка. Так мы достигаем иллюзии укрощения непредсказуемого. Рыбаки, кочевники и фермеры, которым приходится иметь дело со своенравными стихиями, творческие личности, зависящие от вдохновения, дикари, испытывающие благоговейный страх перед окружающим миром - все они боятся перемен. Мир для них предстает как всесильный судия. Крайне бедные также трепещут перед миром и не питают приязни к переменам. Не до того, когда тебя преследуют голод и холод. Таким образом, консерватизм низших слоев имеет столь же глубокие корни, что и консерватизм привилегированных и играет не меньшую роль в увековечивании социального порядка.

Люди, отваживающиеся пуститься в плавание по бурному океану перемен, ощущают себя во власти какой-то неодолимой силы. Поколение, совершившее Французскую революцию, было одержимо идеей всемогущества человеческого разума и безграничности его познавательных способностей. Де Токвиль свидетельствует о том времени, что никогда еще человечество так не гордилось собой и никогда не было так уверено в своем всесилии. И вместе с этой "гордой уверенностью" в собственные силы пришла и завладела умами страсть к переменам4. Ленин и большевики, безоглядно окунувшиеся в хаос созидания нового мира, слепо верили во всесилие марксова учения. У нацистов не было равнозначной доктрины. Но у них была вера в непогрешимого фюрера и техническую мощь. Вряд ли национал-социализм прогрессировал бы так стремительно, если бы не безраздельная уверенность, что новая тактика блицкрига и пропаганда делают Германию непобедимой.

Даже вполне умеренное желание прогресса поддерживается верой - верой в то, что человек по природе добр, верой во всемогущество науки. Эта дерзкая и богохульная вера подобна той, что подвигла людей на строительство "города и башни высотою до небес" в полной уверенности, что они "не отстанут от того, что задумали делать"5.

4

 

На первый взгляд может показаться. Что обладание властью само по себе ведет к самонадеянному отношению к миру и восприимчивости к переменам. Но это не всегда так. Власть имущий может быть робок и слаб. По-видимому, вера в будущее более существенна, чем доступ к власти. Когда же власть не подкрепляется верой в будущее, она используется главным образом для предотвращения новшеств и сохранения статус кво. С другой стороны, непомерная надежда, даже не опирающаяся на реальную власть, способна вызвать к жизни самую безрассудную решимость. Надеющийся способен черпать силы из самых неожиданный источников: лозунгов, слов, символов. Бессильна любая вера, если она не вера в будущее. Если она не содержит в себе нечто от веры в тысячелетнее царство. То же относится и к любой претендующей на действенность доктрине: будучи источником вдохновения, она должна также провозгласить, что обладает ключом к книге будущего6.

Те, кто берутся за переустройство нации или мира, не могут осуществить поставленной цели лишь вызывая недовольство и управляя им, или убеждая в необходимости планируемых перемен, или попросту принуждая людей к новому образу жизни. Они должны знать, как разжечь и раздуть непомерную надежду. И неважно, будет ли это надежда на царствие божие на небе или на земле, надежда на поживу или неслыханное богатство, на сказочные достижения или на мировое господство. Если коммунистам и удастся когда-нибудь покорить Европу и большую часть мира, то произойдет это не потому, что они знают, как возбуждать недовольство, но потому, что они знают, как проповедовать надежду.

5

Так, различие между консерватором и радикалом, как кажется, заключается главным образом в их отношении к будущему. Страх перед будущим заставляет нас дорожить настоящим и полагаться на него, тогда как вера в будущее делает нас восприимчивыми к переменам. Богатые или бедные, сильные или слабые, достигшие всего или ничего - все они при определенных обстоятельствах могут бояться будущего. Там, где настоящее кажется столь совершенным, что предел желаемого - это его продолжение в будущем, изменение может означать лишь ухудшение. Тем самым люди многого достигшие или живущие счастливой, наполненной жизнью, закрыты для радикальных новшеств. Консерватизм инвалидов и тех, кто вступил во вторую половину своей жизни, также происходит от страха перед будущим. Они чутко улавливают признаки упадка, понимая, что любое изменение будет скорее к худшему, нежели к лучшему. Неимущие не имеют также и веры в будущее. Оно рисуется им в виде западни, устроенной кем-то на их жизненном пути. Ходить по нему следует с опаской. Изменять положение вещей - значит искать неприятностей на свою голову.

Что же до надеющихся. То при всех их различиях. Главное, что их объединяет - это увлеченность своей безумной надеждой. Захваченный своей идеей интеллектуал, охочий до земли крестьянин, спекулянт-нувориш, расчетливый коммерсант или промышленник. Заводской рабочий или знатный аристократ - все они небрежно обращаются с настоящим и при необходимости готовы принести его в жертву, создав взамен новый мир. Тем самым революции могут осуществляться как привилегированными, так и непривилегированными. "Движение огораживания" в Англии в XVI - XVII столетиях было революцией богатых. Сукноткачество было на подъеме и скотоводство стало прибыльнее земледелия.

Землевладельцы сгоняли арендаторов со своих участков, огораживали общинные земли и тем произвели глубокие изменения в социальном и экономическом устройстве страны. "Лорды и знать ниспровергали общественный порядок, разрушали старинные устои и обычаи; иногда при помощи насилия, чаще - путем давления и угроз"7. Вторая революция богачей в Англии произошла в конце XVIII - начале XIX века: промышленная революция. Захватывающие перспективы. Сулимые механизацией, разожгли воображение фабрикантов и коммерсантов. Они начали революцию "не менее радикальную, нежели та, что когда-либо распаляла воображение фанатиков"8, и за сравнительно короткий срок эти респектабельные и богобоязненные граждане изменили облик Англии до неузнаваемости.

Когда же надежды и мечты вырвутся на улицы, боязливым лучше запереть двери, захлопнуть окна и быть тише воды, пока волна гнева не схлынет. Ибо часто существует чудовищное несоответствие между мечтами - такими благородными и чистыми - и теми действиями, которые они влекут. Как если бы увитым плющом девам и юношам в веночках выпало возвестить о пришествии четырех всадников Апокалипсиса.

6

Чтобы люди отважились на радикальное предприятие, они должны по меньшей мере быть не удовлетворены существующим порядком вещей; они должны верить, что обладая всесильной доктриной, имея непогрешимого лидера или некую новую технику, они получили доступ к источнику неодолимой силы. Они также должны быть непоколебимы относительно перспектив и возможностей будущего. Наконец, они должны пребывать в полном неведении относительно трудностей, связанных с их начинанием. Наличие опыта - лишь помеха. Люди, начинавшие Французскую революцию, совершенно не имели политического опыта. То же справедливо в отношении большевиков, нацистов, азиатских революционеров. Опытные люди с практической хваткой приходят в движение, когда т0о обретает все обаяние респектабельности. Не исключено, что именно политический опыт англичанина делает его столь невосприимчивым к чарам массовых движений.

Hosted by uCoz