ПРЕДИСЛОВИЕ
В этой книге речь пойдет о некоторых особенностях, общих для всех массовых движений, будь то религиозные или националистические движения, либо же социальные революции. В ней не утверждается, будто между всеми ними нет никакой разницы, но лишь то, что все они обладают определенными существенными чертами, придающими им известное "семейное" сходство.
Все массовые движения вырабатывают у своих приверженцев готовность умереть и склонность к совместным действиям; все они, независимо от проповедуемой ими доктрины и предлагаемой программы, культивируют фанатизм, энтузиазм, горячую надежду, ненависть и нетерпимость; все они способны высвобождать колоссальную энергию в определенных сферах жизнедеятельности; все они требуют слепой веры и безраздельной преданности.
Все подобного рода движения, сколь бы не разнились их вероучения и устремления, вербуют своих сторонников из людей одного сорта; все они взывают к сходным типам сознания.
Хотя различия между фанатичным христианином, фанатичным магометанином, фанатичным коммунистом и фанатичным нацистом неоспоримы, тем не менее, воодушевляющий их фанатизм - одной природы. Сказанное относится и к той силе, которая побуждает их к экспансии и мировому господству. Существует известное сходство во всех видах приверженности, веры, стремления к власти, объединения и самопожертвования, Хотя несомненны значительные различия в содержании "святых дел" и вероучений, тем не менее, однородность факторов, позволяющих им "овладевать массами", налицо. Тот, кто. Подобно Паскалю. Находит неоспоримые доказательства для христианского вероучения. Уже внутренне готов к тому, чтобы предоставить таковые для коммунизма, нацизма или национализма. Как бы не разнились идеалы, за которые люди отдают жизнь, в своей основе они умирают за одно и то
же.В этой книге рассматривается главным образом активная фаза массовых движений, фаза их зарождения. На этой фазе тон задает "истово верующий" - человек фанатичной веры, готовый принести свою жизнь на алтарь "святого дела"; и мы попытались проследить происхождение этого типа людей и обрисовать их природу. Во вспомогательных целях мы выдвинули следующую рабочую гипотезу. Исходя из того факта, что среди первых приверженцев массовых движений преобладают люди, пережившие фрустрацию, и что они обычно приходят в движение по собственной инициативе, мы выдвинули следующее предположение: 1) что фрустрация, разочарование и отчаяние, сама по себе, безо всяких попыток обращения извне, способна вызвать к жизни большинство черт, составляющих особенность "истово верующего"; 2) эффективная техника обращения состоит главным образом в привитии и закреплении наклонностей, свойственных отчаявшемуся уму.
Для проверки истинности этих посылок необходимо было исследовать стимулы, побуждающие отчаявшихся и их реакцию на них, определить степень, в какой эти реакции совпадают с действиями "истово верующего" и, наконец, установить, каким образом эти реакции могут способствовать возникновению и распространению массового движения. Необходимо было также изучить практику современных массовых движений, широко и успешно применяющих усовершенствованную технику обращения с тем, чтобы подтвердить или опровергнуть взгляд, согласно которому "прозелитствующие", активно вербующие сторонников, массовые движения намеренно поддерживают в этих последних состояние безысходности, обращая нездоровые наклонности разочарованных и отчаявшихся себе на пользу.
Для большинства из нас сегодня как никогда важно иметь отчетливое представление о мотивах и привычках "истово верующего". Ибо хотя мы и живем в безблагодатную пору, она как, возможно, никакая другая, насыщена религиозными поисками. "Истово верующий", фанатик, повсюду в гуще событий, и, обращая в свою веру и отлучая, он формирует мир по своему образу и подобию. И как бы мы к нему не относились - заодно с ним или против него - мы должны как можно больше знать о его природе и возможностях.
Пожалуй, не лишним будет одно предостережение. Когда мы говорим о семейном сходстве массовых движений, мы используем слово "семейство" в таксономическом смысле. Помидор и паслен принадлежат к одному семейству
Solanacea. У них так много общих морфологических. анатомических и физиологических черт, что сходство между ними очевидно даже неботанику. И, тем не менее, один из них съедобен, а другой ядовит. Так и тезис о том. Что массовые движения имеют множество общих черт не означает, что они одинаково полезны или вредны. В этой книге мы нигде не высказывали оценок и не выражали своих симпатий и антипатий. Мы лишь пытались разобраться в сути дела, и все наши положения, будучи по своему характеру теоретическими, представляют лишь догадки и факты, даже когда их тон может кому-то показаться чересчур категоричным. В этом отношении как нельзя уместней слова Монтеня: "Все, что я говорю, я делаю в порядке рассуждения, а не осуждения. Я не говорил бы так смело, если бы добивался, чтобы мне поверили".