Действие
96
Действие объединяет. У человека действия - строителя, солдата, спортсмена или даже ученого меньше индивидуальных черт, отличающих одного от другого, нежели у мыслителя либо того, чья творческая потенция берет начало в глубинах Я. Чрезмерно деятельный и энергичный человек зачастую выглядит незрелым и недоразвитым. Человек не готов к реальному действию, пока он не пригасил свою яркую индивидуальность. Таким образом, деятельные народы тяготеют к единообразию. Проблематично, чтобы без интенсивной деятельности по освоению континента, американцы за столь короткий срок смогли бы стать на удивление однородной нацией. Приезжавшие в Америку ради того, чтобы обрести здесь простор для своей деятельности (как то делать деньги). Американизировались быстрее и полнее тех, кто приезжал сюда ради осуществления какого-то возвышенного идеала. Первые сразу же ощутили единство с миллионами других, вовлеченных в ту же самую погоню за деньгами. Дело обстояло так, как если бы они вступили в какое-то братство. Они быстро осознали, что для преуспеяния они должны смешаться с подобными себе, поступать как другие, изучить язык и принять все правила игры. К тому же водоворот жизни, в который они окунулись с головой, не давал им повода для развития их личностей, а отсутствие ярко выраженной индивидуальности не способствовало сопротивлению влияния их нового окружения. И наоборот, те, кто приехал в Америку ради осуществления своего идеала (свободы, равенства, братства) сравнивали реалии новой страны со своим идеалом, и сравнение было не в пользу первых. Они ощущали свое превосходство и в силу этого были безнадежно изолированы от нового окружения.
97
Мыслителям редко хорошо работается вместе, тогда как между людьми действия обычно легко устанавливаются партнерские отношения. Работа в коллективе редка в среде интеллектуалов и художественных натур, но обычна и даже необходима для людей действия. Клич "Построим себе город и башню" всегда звучит призывом к совместному действию. Коммунистический нарком промышленности, возможно, имел больше общего с капиталистическим промышленником, нежели с теоретиком коммунизма. Истинный Интернационал - интернационал людей действия.
98
Все массовые движения прибегают к действию как средству объединения. Конфликты, которых ищет массовое движение, служат не только для ниспровержения его врагов, но и для освобождения его последователей от их индивидуальности т повышения степени их "растворимости" в коллективной среде
. Расчистка земель, строительство городов, исследовательские экспедиции и широкомасштабная индустриализация служат сходным целям. Даже простая маршировка может служить объединению. Нацисты широко использовали этот, казалось бы, нелепый вариант совместных действий. Герман Раушнинг, который поначалу видел в этой бесконечной маршировке лишь бессмысленную трату времени и сил, позднее понял ее таинственный эффект: "Маршировка рассеивает мысли людей. Маршировка убивает мысль. Маршировка уничтожает индивидуальность".Призыв массового движения к действию встречает живой отклик в среде разочарованных. Ибо в действии они видят средство от всех своих бед. Оно приносит самозабвение и доставляет отчаявшимся ощущение значимости и цели. Действительно, представляется, что фрустрация вызывается главным образом невозможностью действовать, а потому сильнее всего она проявляется у тех, чьи способности и темперамент идеально приспособлены для деятельной жизни, но которые в силу обстоятельств не находят им применения. Иначе как объяснить тот поразительный факт, что ленины, троцкие, муссолини, гитлеры и иже с ними, кто лучшие годы своей жизни провели
, разглагольствуя в кафе и на митингах, вдруг проявили себя способнейшими и неутомимейшими людьми действия своего времени?99
Вера приуготовляет и оснащает человеческую душу к действию. Быть во власти одной-единственной истины и никогда не усомниться в своей правоте; чувствовать себя проводником таинственной силы , будь то Бог, судьба или законы истории; быть убежденным в том, что твои противники суть воплощенное зло и должны быть сокрушены; уповать на собственную самоотверженность и верность долгу - вот характерные предпосылки решительного и отчаянного действия в любой области. Солдаты, распевающие псалмы, первопроходцы, бизнесмены и даже спортсмены - все эти люди далеко не безобидны. Революционный и националистический энтузиазм дает сходный эффект; он также способен превратить бесстрастных и инертных людей в бойцов и строителей. И это - еще одно объяснение незаменимости массового движения для модернизации отсталых и застойных стран.
Тем не менее, эта исключительная приспособленность "истово верующего" к деятельной жизни для перспектив массового движения может быть столь же опасной, сколь и полезной. Открывая широкое поле для лихорадочной деятельности, массовое движение может ускорить свой конец. Успешная деятельность по достижению какой-либо цели может сама превратиться в цель. Она отводит всю энергию и весь пыл в собственные каналы. Вера и "святое дело" вместо того, чтобы служить высшей целью, становятся простой смазкой для машины действия. Преуспевающий во всем, что он делает, "истово верующий" обретает веру в свои силы и примиряется со своим Я и настоящим. Он более не считает растворение своей индивидуальности в коллективном целом и превращение в частичку без собственной воли, суждений и ответственности своим единственным спасением. Он ищет и находит свое спасение в действии, в доказательстве своей значимости и в утверждении своего личного превосходства. Действие не дает ему возможностей для самореализации, но он легко находит в нем самооправдание. Если он еще и сохраняет приверженность своей вере, то лишь для поддержания своей уверенности и для узаконения своего успеха. Таким образом, вкус к длительной успешной деятельности несет роковые последствия для коллективистского духа. Народ, ушедший с головой в работу, всегда менее религиозен, менее революционен и менее шовинистичен. Социальная стабильность, политическая и религиозная терпимость англосаксонских народов частично объясняется относительным простором у них для желаний, умений и возможностей к действию. Действие служит им заменителем массового движения.
Конечно, всегда существует опасность того, что окажись свобода деятельности полностью блокирована суровой депрессией или поражением в войне, фрустрация может быть настолько сильной, что всякое активно обращающее движение найдет урожай созревшим для жатвы. Взрывоопасная ситуация в Германии после Первой Мировой войны частично объясняется бездеятельностью, на которую было обречено население
, чувствовавшее себя вполне созревшим для активных действий. Гитлер дал им массовое движение, Но, что, возможно, важнее, он открыл перед ними неограниченные возможности для лихорадочной, беспрерывной захватывающей деятельности. Стоит ли удивляться, что после этого они приветствовали его как Спасителя.